Россия готовится к активной обороне в Приднестровье
Вашингтон, Кишинев, Бухарест и Киев могут разрабатывать планы по ликвидации непризнанной республики
Минобороны России озабочено возможностью резкой дестабилизации конфликта в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) и готовится к самым неблагоприятным сценариям. С этой целью на днях в Оперативной группе российских войск (ОГРВ), дислоцированной в республике, прошли маневры по охране важных военных объектов.
Как сообщает пресс-служба Западного военного округа, которому подчиняется ОГРВ, в пятницу более 100 военнослужащих группировки были подняты по тревоге. После 150-километрового марша к военным складам в селе Колбасна вступили в учебный бой с условными террористами, пытавшимися захватить там оружие и боеприпасы.
В военном ведомстве подчеркивают, что бойцы ОГРВ действовали в условиях, максимально приближенных к боевым. При этом личный состав подразделения антитеррора с поставленными задачами справился успешно: «В ходе тренировки по уничтожению условных террористов особое внимание уделялось совершенствованию слаженности действий военнослужащих при ведении боя на открытых участках местности в составе подразделения и малых тактических групп (парами и тройками)». Подобные сценарии сейчас отрабатывают не только военнослужащие ОГРВ, но и российские миротворцы, дислоцированные в зоне конфликта. Такую возросшую активность российских войск в ПМР источник «НГ» в Минобороны объяснил не только планами летнего периода обучения, но и реальными угрозами, которые возникают сейчас в зоне конфликта.
В частности, он сообщил «НГ», что располагает сведениями о наличии некоего силового плана ликвидации Приднестровья. Он якобы разработан спецслужбами США при участии военных ведомств Украины, Молдавии и Румынии. Именно частью этого плана и стало принятое на прошлой неделе решение Киева денонсировать соглашение с Москвой о транзите через украинскую территорию российских военных и их грузов в Приднестровье. Кроме этого, как утверждает собеседник «НГ», уже в ближайшее время украинскими и румыно-молдавскими боевиками планируется проведение диверсионных и террористических операций, направленных на захват в ПМР складов с вооружением, которые сейчас охраняют российские военнослужащие. Одновременно на левобережной территории Днестра начнутся масштабные провокации с жертвами и убийствами против мирного населения, направленные на дискредитацию наших миротворцев. Эти обстоятельства станут поводом для официального выхода Кишинева из миротворческого процесса. Власти Молдавии обратятся за помощью к Евросоюзу и НАТО. И к этому времени уже, видимо, будет подготовлена замена российским голубым каскам в виде молдавско-румынского миротворческого батальона. О формировании такого подразделения 23 мая официально объявил находящийся в Румынии министр обороны Молдавии Виорел Чиботару. После его встречи с румынским коллегой Мирчей Душей им было объявлено, что в этот батальон в перспективе будут включены военнослужащие Украины и Польши.
Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 1992 году командовал 14-й армией, дислоцированной в Приднестровье, также не исключает силового сценария разрешения ситуации на Днестре. «Это очень задевает геополитические интересы Москвы, и я уверен, что российское руководство сделает все возможное, чтобы отстоять свои позиции в данном регионе, и не допустит эскалации конфликта», – считает эксперт. Неткачев вспоминает, что Кишинев в период, когда он командовал 14-й армией, при поддержке румынских волонтеров и наемников уже пытался с помощью оружия завоевать ПМР. «Не получилось тогда, не получится и сейчас, несмотря даже на то что нашей группировке там Украина пытается полностью перекрыть кислород», – уверен Неткачев. Он согласен с мнением координатора Управления генеральных инспекторов Минобороны РФ генерала армии Юрия Якубова, который допускает возможность снабжения наших миротворцев по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации в условиях блокады со стороны Украины. «Конечно, есть очень большая проблема в том, что нашим самолетам все же придется пролетать над украинской территорией. Скорее всего это будет в районе Одессы. От берега Черного моря до границы с ПМР – это менее 100 километров. Сообщалось, что украинские военные разместили там зенитные ракетные комплексы С-300. Но мне кажется, что украинские ПВО вряд ли решатся сбивать наши военные самолеты, летящие в Тирасполь», – уверен эксперт.
В то время как осложняется ситуация вокруг ПМР, Румыния и США начинают военные маневры вблизи границ с Одесской областью Украины. Именно для этих целей в акваторию Черного моря 23 мая вошел ракетный эсминец военно-морских сил США Ross. В пресс-релизе 6-го флота США заявлено, что присутствие корабля Ross в регионе вызвано целью «по обеспечению безопасности» и укрепления «взаимодействия в Черном море» для «мира и процветания в регионе». Ross оснащен системой ПРО Aegis, а основное ударное вооружение эсминца – крылатые ракеты Tomahawk.
Владимир Мухин, обозреватель «Независимой газеты»
Россия способна «пробить» воздушный коридор в Приднестровье средствами РЭБ. С-300 Киеву не помогут.
Как известно, на днях Киев предпринял ещё одну попытку спровоцировать Россию на вооружённый конфликт, незаконно отменив действие соглашения о транзите через территорию Украины российских военных, размещенных в Приднестровье. Украинское же командование демонстративно перебросило под Одессу дивизион С-300, расположив её в посёлке Черноморское — восточном пригороде Одессы.
Поскольку территория Приднестровья со всех сторон окружена Молдавией и Украиной, Рада считает что поставила Россию в безвыходное положение — либо потеря лица и Приднестровья, либо «агрессия против суверенной Украины». Кстати, это не мешает украинскому руководству клянчить скидку на газ — загадочная укрская душа.
Тем не менее один из наших военных экспертов, согласившийся прокомментировать ситуацию на условиях анонимности, считает что если украинское руководство не придёт в чувство в ближайшее время, то вполне возможно что группировку российских миротворцев в Приднестровье будут снабжать в режиме «ни мира, ни войны», устроив украинским ВВС бесполётную зону в Одесской области без какой-либо физической агрессии.
По мысли эксперта, современные средства РЭБ, которых нет у Украины, но есть у РФ, способны просто-напросто «выключить» и закрыть для полётов украинской авиации район от Измаила до Херсона. При этом устройства, которые способны устроить такой радиоэлектронный «сабантуй», будут находиться в международных водах. Если же какие-либо самолёты ВТА РФ пролетят 70 километров в воздушном пространстве Украины и приземлятся в Тирасполе — то стоит ли винить «заблудившиеся» экипажи? Самое главное в этом сценарии, это то, что у нас в ВТА есть экипажи умеющие ориентироваться и летать в условиях радиослепоты и отсутствия связи, а в украинских ВВС таких пилотов нет. Отсутствие бетонной полосы в Тирасполе тоже не особенно большое затруднение.
Что же касаемо С-300, то эксперт заверил что в таких условиях «ископаемый» комплекс С-300ПС просто не будет работать, тем более против наших самолётов.
Это только один из возможных сценариев в условиях гибридной войны — уточнил эксперт. — На самом деле возможностей воздействия на зарвавшийся Киев гораздо больше, начиная от немедленной топливно-энергетической блокады, заканчивая провозглашением Одесской республики.
Каким будет ответ России на демарш Киева, мы увидим в ближайшее время.
Приднестровье: ловушка захлопнулась
Почему Кишинев, вслед за Киевом, пытается блокировать российских миротворцев?
Российские миротворцы и военнослужащие оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровье оказались в ловушке: в последнее время им практически невозможно добраться до места службы.
С одной стороны, власти Украины резко ужесточили режим пересечения границы для граждан РФ. На прошлой неделе Верховная рада денонсировала сразу пять соглашений о военно-техническом сотрудничестве с РФ, включая договор о транзите российских военных в Приднестровье.
С другой, режим пересечения границы негласно ужесточила Молдавия. По сообщениям СМИ, власти Молдавии задержали на границе и депортировали уже около сотни российских военных, направляющихся в Тирасполь. Правда, в Минобороны РФ эту цифру не подтверждают.
Последний из подобных случаев произошел 21 мая. В аэропорту Кишинева был задержан, а затем депортирован на родину россиянин Евгений Шашин. В документах, предъявленных сотрудникам молдавской погранполиции, указано, что он является сержантом запаса и направляется для службы по контракту в войсковую часть N13962 города Тирасполь в должности стрелка мотострелкового отделения. А две недели назад молдавские пограничники задержали в аэропорту и депортировали на родину еще двоих россиян.
По слухам, молдавская сторона по дипканалам потребовала от Москвы информировать за месяц о прибытии военных из РФ. Тех, кто прилетают в аэропорт Кишинева без предупреждения, задерживают и депортируют. Но в молдавских правилах, якобы, имеется существенная оговорка – по уведомлению пускают только тех, кто едет служить миротворцем, а военные попадают в категорию «нежелательных».
Напомним: на территории Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) располагается контингент российских миротворческих сил (один батальон – около 412 человек) и войсковая часть N13962 (или ОГРВ) – два батальона общей численностью около 1 тысячи человек. Военнослужащие ОГРВ занимаются охраной складов с боеприпасами в селе Колбасна, оставшимися после распада СССР и до сих пор не вывезенными из ПМР. ОГРВ и миротворческий батальон укомплектовываются как приднестровскими россиянами (150-160 тысяч жителей ПМР обладают гражданством РФ), так и командированными из России.
Смогут ли Молдавия и Украина совместно блокировать Приднестровье?
– Ситуация вокруг нашей оперативной миротворческой группировки в Приднестровье показывает, что и Киев, и Кишинев действуют по единому плану, и этот план им «спускают» из НАТО, – уверен академик Академии геополитических проблем, в 1996-2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Леонид Ивашов. – Североатлантическому альянсу необходимо выдавить Россию из зоны ее интересов и влияния, в том числе из Приднестровья, и эта борьба разворачивается в рамках общей антироссийской операции.
На мой взгляд, Москва не должна оставлять без ответа попытки ограничить ее международные права, и этот ответ должен быть комплексным. Против Кишинева необходимо ввести санкции. Да, уже действует эмбарго на ряд молдавских продовольственных товаров, но их перечень можно расширить. Кроме того, разумно провести кампанию по депортации из России молдавских гастарбайтеров.
Нужно отвечать и Украине – симметрично или ассиметрично, но непременно отвечать.
«СП»: – Нашу группировку в Приднестровье возможно полностью изолировать?
– Полностью изолировать ОГРВ не удастся. В Приднестровье, напомню, имеется Тираспольский аэропорт, и воздушным транспортом мы можем и производить замену военнослужащих, и пополнять группировку материальными ресурсами. Хотя, понятно, делать это будет непросто.
«СП»: – Молдавия может перекрыть нам воздушное пространство?
– Теоретически – да. Но надо понимать, что это чревато серьезными ответными мерами. Напомню, наш контингент находится в Приднестровье с миротворческой миссией по договоренности с республикой Молдавия. Это решение закреплено на саммите ОБСЕ в 1999 году. Российское присутствие в Приднестровье – не просто желание Москвы, и разбирать ситуацию следует в международных правовых инстанциях…
– Киев в последнее время откровенно хамит и устраивает одну провокацию за другой, – отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Это касается и отказа платить России по долгам, и блокады транзита российских военных в Приднестровье. А сейчас к Киеву присоединился еще и Кишинев.
Надо сказать, что заблокировать Приднестровье вполне реально. И дело даже не в том, что у Украины и Молдавии есть для этого чисто технические возможности. Главное – имеется санкция на организацию такой блокады со стороны Вашингтона.
«СП»: – Почему блокада Приднестровья началась именно сейчас?
– США пользуются удобным случаем. По ряду причин, Москва сегодня не может позволить себе пойти на жесткую конфронтацию с Киевом и Кишиневом. Именно поэтому Вашингтон науськивает своих сателлитов, а те стараются укусить Россию побольнее.
«СП»: – Мы можем наладить снабжение нашей группировки в ПМР по воздуху?
– Это будет крайне дорогостоящий проект. Кроме того, всех проблем он все равно не решит.
Нужно учитывать, что инициативы Киева и Кишинева по введению блокады Приднестровья пока идут, так сказать, в тестовом режиме. Украина и Молдавия смотрят, насколько жестко отреагирует Россия на подобные выпады.
Если Москва не отреагирует – возможны еще более жесткие провокации, вплоть до попыток вторжения в Крым или создания военных баз США на территории Украины.
– Думаю, Москва прямо должна трактовать действия Кишинева как нарушение условий урегулирования Приднестровского конфликта, – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Напомню, что соглашение предусматривает, в частности, гарантии российской стороне по обновлению миротворческого контингента и его обеспечению. На мой взгляд, в нынешней ситуации Москва должна официально заявить, что будет обеспечивать воздушный мост для своих миротворцев в Приднестровье, и если Кишинев будет препятствовать работе моста, это будет расцениваться как объявление войны.
«СП»: – Не слишком ли это резкий шаг?
– Другого ответа просто не может быть. Либо мы должны капитулировать и экстренно эвакуировать из ПМР миротворцев – вне связи с соглашениями 1999 года, на каких основывается присутствие российского контингента в Приднестровье. Либо должны прочертить красными флажками линию, за которую наши молдавские партнеры не должны заходить.
Надо понимать, что миротворцы в регионе присутствуют на основе международного соглашения, которое носит обязывающий характер. Поэтому препятствовать деятельности миротворцев любым способом, включая блокирования снабжения группировки – значит, идти на серьезное нарушение.
«СП»: – Почему Кишинев все-таки пытается идти на такое нарушение?
– Сейчас действительно возник чрезвычайно удобный момент, чтобы удушить Приднестровье. Украина и Молдавия могут, согласовано введя блокаду региона, поставить Россию в безвыходное положение.
«СП»: – Что это означает для Москвы?
– Игру на обострение.
Оставить комментарий