ПОЛОВИНА АМЕРИКАНСКИХ ВВС НЕ ГОТОВА ВСТРЕТИТЬСЯ В БОЮ С РОССИЕЙ

Угрозы, с которыми сталкиваются США, становятся все серьезнее и многочисленнее. В то же время, американские вооруженные силы переживают кризис боеготовности, который «ставит под угрозу их возможность защитить страну». Так считает председатель комитета палаты представителей по делам вооруженных сил США Мак Торнберри, сообщает The Daily Signal.

Торнберри отметил, что снижение боеготовности было вызвано сокращением бюджета при весьма незначительном уменьшении объемов выполняемых задач. Конгрессмен выделил 5 факторов, которые явно указывают на недостаточную боеготовность американских войск.

Во-первых, Торнберри указал на то, что ВВС США испытывают острую нехватку специалистов по обслуживанию и пилотов. «Неважно, сколько у ВВС самолетов, и насколько они современные, если они не могут летать», — пишет издание. На данный момент американская авиация нуждается в 4000 специалистов по обслуживанию и 700 пилотах.

Во-вторых, растет число требующих ремонта самолетов ВМС. В 2015 году в очереди на ремонт было всего 11 самолетов. В 2017 эта цифра увеличится до 278. При этом команды технического обслуживания работают больше при меньшем финансировании.

Кроме того, менее одной трети сухопутных войск США отвечают требованиям Стратегического руководства по обороне, в то время как предполагается, что эта доля должна составлять не менее двух третей. «Численность сухопутных войск и так находится на одном из самых низких уровней в истории, а большая часть того, что осталось, не готова к бою. Если разразится крупномасштабная война, сухопутные войска США будут к ней попросту не готовы», — пишет издание.

Далее Торнберри отмечает, что пилоты корпуса морской пехоты проводят в воздухе всего около 4 часов в месяц, в то время, как должны иметь не менее 10 часов налета. «Пилоты без практики делают больше ошибок, которые становятся смертельно опасными при пилотировании высокотехнологичных воздушных судов, и особенно во время боя», — пишет The Daily Signal.

И, наконец, Торнберри считает, что лишь половина боевых подразделений ВВС США готовы встретиться в бою с равным соперником, таким, как Россия или Китай. «В то время, как вооруженные силы США переживают кризис боеготовности, а их бюджет урезается, потенциальные противники Америки увеличивают расходы на оборону и наращивают усилия по модернизации», — отмечает издание.

Оно подчеркивает, что от американских военнослужащих требуется достигать большего, имея при этом все меньшие возможности и обеспечение. «Несправедливо посылать людей на задания, к которым они не полностью подготовлены и оснащены. Это неправильно, но такова, к сожалению, тенденция», — считает конгрессмен.

The Daily Signal пишет, что нынешний кризис Америка больше игнорировать не может. И изменить ситуацию может только Конгресс, который должен с 2017 года начать восстанавливать вооруженные силы США.

Последний бой Полковника

В 1972 году ВВС США приступили к осуществлению операции Linebacker, в рамках которой проводились интенсивные бомбардировки Северного Вьетнама. В общей сложности эта операция длилась полгода. Однако самым заметным событием стало произошедшее 10 мая 1972 года воздушное столкновение вьетнамских и американских ВВС, в результате которого было сбито 4 истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom и одиннадцать истребителей МиГ-17.

Этот день стал настоящей «минутой славы» для пилота палубной авиации ВМФ США лейтенанта Рэнди «Дюка» Каннингема, и его штурмана лейтенанта Уильяма «Айриша» Дрисколла. Они оба были выпускниками высшего учебного заведения Военно-Морского Флота Top Gun school, в котором их обучали передовым тактикам ведения боя в воздухе, и к 10 мая на их счету было уже два сбитых самолёта противника. Однако в этот день их задачей было нанесение бомбовых ударов по хайдонгской железной дороге. На подлёте к цели звено американских F-4  было атаковано вьетнамскими МиГ-17.

Каннингем резко развернулся в сторону одного из атаковавших их звено МиГа и сбил его ракетой Sidewinder. Затем он увидел, как на хвост ведомого его звена — Двайта Тимма — сели сразу восемь МиГ-17. Он попытался сесть на хвост вьетнамских истребителей и одного из них, чтобы избавить своего партнёра от преследования. Однако ему пришлось повременить с этой идеей из-за высокой вероятности уничтожения ведомого.

Каннингем связался с Тиммом по радиосвязи и рявкнул на него: «Тормози!». После чего Тимм приступил к торможению с резким поворотом, предоставив Каннингему идеальную возможность для уничтожения второго истребителя за день. Однако звено F-4 по-прежнему находилось в меньшинстве. Это вынудило практически всех пилотов включить форсаж и взять курс на базу во избежание уничтожения всех самолётов. Как вдруг Каннингем заметил отделившийся МиГ-17, который направлялся прямо к нему. «Дюк» решил встретить его один на один, почти совершив роковую ошибку — истребитель противника открыл огонь из пулемётов, промахнувшись буквально на считанные сантиметры.

Потянув штурвал на себя, Канингем вильнул вверх. Пилот МиГ-17 повторил этот манёвр, и снова сел на хвост американскому пилоту. Лишь буквально на мгновение Каннингем смог наблюдать своего соперника и заметил бортовой номер 3020. Он попытался стряхнуть юркий истребитель маневром ножницы, однако пилот МиГа чётко повторял соответствующие движения вслед за F-4 Phantom. Два самолёта продолжали выполнять серию крутых поворотов, замедляясь всё сильнее и сильнее, пока тяжёлый Phantom не оказался на грани сваливания.

акая низкая скорость была только на руку маневренному МиГ-17. Дрисколл по внутренней связи спросил Каннингема, не лучше ли будет отказаться от боя и ретироваться, однако Каннингем отказался сдаваться. Вместо этого он активировал форсаж и, оторвавшись на два километра, зашел на очередную атаку с лобовой сторону под углом, который не позволил вьетнамскому асу открыть огонь. Однако это не сработало. При этом МиГ снова прицепился и сразу же сел на хвост.

Каннингем не унимался и снова попытался сбросить хвост, применив торможение на развороте. Ему удалось пропустить вперёд истребитель противника, но МиГ-17 оказался слишком близко для атаки ракетой. Осколками могло зацепить F-4 Каннингема. В ответ МиГ-17 спустился в пике, чтобы оказаться на малой высоте и лишить американского пилота возможности использовать ракеты с инфракрасной самонаводящейся боеголовкой благодаря маскирующему эффекту нагретой земли. Но Каннингем успел выпустить ракету, которая поразила цель. Вьетнамский МиГ упал на землю, а пилот не успел катапультироваться. Это и считается уничтожением Полковника Нгуена Томба.

Вскоре после этого Phantom Каннингема был сбит зенитной ракетой с земли. Однако пилот сумел вывести горящий самолёт к побережью и вместе со штурманом катапультировался над морем, где их и подобрали корабли военно-морских сил США. Ими было сбито три истребителя в этот день, и они стали первыми асами США во Вьетнаме.

После войны Дрисколл продолжил работать инструктором в Top Gun school ВМФ США. Каннингем же 15 лет представлял Калифорнию в Конгрессе от Республиканской партии, прежде чем оказался в тюрьме из-за обвинений в коррупции в 2005 году.

Легенда или миф

После улучшения отношений с Вьетнамом историки авиации начали расспрашивать вьетнамских асов, стремясь узнать больше о легендарном Полковнике Томб. В ответ они получали — «Полковник кто?» Ни один из вьетнамских лётчиков не слышал о Нгуене Томбе. Даже в документах вьетнамских ВВС отсутствовала какая-либо информация о Томбе.

Более того Томб и Тун не являются вьетнамскими именами (правда некоторые историки утверждают, что АНБ, возможно, неправильно расслышали имена Туан или Тонг). Также подавляющее большинство вьетнамских асов летали на истребителях МиГ-21, а не на МиГ-17, и тем более не пересаживались со своих истребителей на протяжении всего конфликта.

Стоит отметить, что военно-воздушным силам Вьетнама было бы нелогично скрывать статистику своего самого результативного аса — такого человека наоборот оценили бы по достоинству. Ведь других асов никто не забыл и не вычеркнул из истории. Их достижения были отмечены и ими гордятся вьетнамские пилоты.

Получается, Томб был не легендой, а мифом? Некоторые всё же считают, что это не так. Согласно одной из теорий, Полковник Томб был советским пилотом. Например, во время Корейской войны советские пилоты принимали активное участие в боях над Корейским полуостровом. Также в ходе войны во Вьетнаме около одной тысячи советских консультантов-инженеров помогали северовьетнамским ВВС с эксплуатацией их истребителей. Правда после войны СССР заявлял, что их пилоты не принимали участия в боях в воздушном пространстве Кореи.

Однако американский пилот, полковник Джек Бротон, утверждает в своих мемуарах Thud Ridge, что он видел советского пилота в кабине МиГ-19. По его словам, у лётчика были светлые волосы и голубые глаза. Но вполне возможно, что это был лишь обман зрения, а испуганный пилот увидел то, чего больше всего боялся.

Вторая же теория заключается в том, что за личиной Томба фактически стоят два пилота — Дин Тонг (отсюда и «Тун»), и Данг Нгок Нгу. Последний набрал большое количество побед в воздухе, тогда как Тонг слыл индивидуалистом, склонным к атакам в стиле одинокого волка. Предположительно, Дин Тонг любил прибиваться к звеньям американских истребителей, стараясь как можно дольше лететь незамеченным, чем вызывал нешуточный переполох. Но оба пилота летали на истребителях МиГ-21, а не МиГ-17. Также они не принимали участия в бою 10 мая 1972 года.

Ещё одна теория, выдвинутая историком авиации Томом Купером, заключается в том, что аналитики АНБ услышали позывной пилота Ли Тхань Дао — вьетнамского аса, сбившего шесть истребителей ВВС США. Он участвовал в воздушном бою 10 мая, но он не был сбит, что также ставит под сомнение эту версию.

Так что же означает доклад АНБ о судьбе Полковника Томба, согласно которому вьетнамский ас к концу войны был отстранён от боевых действий и стал диспетчером, координирующим вылеты МиГов для противодействия американским ВВС? И кто был соперником Каннингема? Вьетнамские ВВС утверждают, что 10 мая Каннингемом был подбит Нгуен Ван Тхо, и он пережил эту катастрофу. Однако эти данные расходятся с тем, что сообщает американский пилот.

Настоящий Полковник Томб

Американцам не нужно было придумывать Полковника Томба, потому что он уже существовал. Только у него было совсем другое имя. Лучшим  вьетнамским асом является Нгуен Ван Кок, который сбил на своём самолёте 9 американских истребителей и два беспилотных летательных аппарата. Однако он летал исключительно на МиГ-21. Правда номер его истребителя оказывается нам знакомым — 4326, под которым, по утверждениям некоторых источников, летал Полковник Томб.

Откуда взялись ещё две звезды? В военно-воздушных силах Вьетнама была широко распространена практика использования одного самолёта несколькими пилотами, поскольку истребителей на пилотов не хватало. Так что ещё две победы, одержанные на этом истребителе, принадлежат другому пилоту. Но и без них послужной список Ван Кока впечатляет, причём его признаю асом как вьетнамские, так и американские источники. По результатам войны во Вьетнаме он признан самым результативным асом с обеих сторон.

Однако в 1970 году руководство ВВС Вьетнама приняло решение о переводе Ван Кока из фронтовой авиации в инструкторы для подготовки новых пилотов, которые принимали активное участие в воздушных боях 1972 года. Стоит отметить, что его протеже, Нгуен Док Соат, одержал шесть побед в воздухе.

Также в рядах военно-воздушных сил Вьетнамской народной армии сражался настоящий ас, летавший на МиГ-17 и одержавший 7 побед. Он известен под именем Нгуен Ван Бай. Отмечается, что ему удалось почти невозможное — на уступающем по всем характеристикам истребителе МиГ-17 он сбил два истребителя F-8, которые превосходили F-4 практически по всем показателям. Его бортовой номер остаётся неизвестным, хотя не исключено, что именно он летал под номером 3020.

Стоит отметить, что и Ван Кок, и Док Соат, и Ван Бай Все пережили вьетнамскую войну. Ван Кок вышел в отставку в ранге главного инспектора вьетнамских ВВС в 2002 году, Док Соат закончил свою карьеру в должности заместителя главнокомандующего армией в 2008 году, а Ван Бай сейчас выращивает манго на ферме, которая находится на окраине Хошимина.

 

История Томба — это интересный пример создания легенды в рядах противника. Создание подобного образа привело к охоте за вымышленным персонажем, в то время как существовали реальные асы, представляющие серьёзную угрозу для американских пилотов. Однако из-за этой легенды их игнорировали, что, возможно, и позволило им дожить до конца войны.

http://bazaistoria.ru/blog/

Оставить комментарий