За один месяц в России произошло пять летных происшествий, в результате которых были потеряны или серьезно повреждены боевые самолеты, погибли и пострадали люди. Мнения наблюдателей относительно природы этого явления разделились: одни говорят о совпадении, другие – о системных проблемах российского авиастроения.
Во вторник источник ТАСС в Главном штабе ВВС России сообщил, что, по предварительным данным, причиной катастрофы Су-24М в Хабаровском крае стал отказ двигателя.
«Сейчас началась интенсивная летная работа, лето, поэтому такие вещи бывают»
«По предварительным данным, после отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы аэродрома Хурба под Хабаровском отказала двигательная установка, самолет резко свалился в левый крен и столкнулся с землей. Все произошло в считанные мгновения, экипаж физически не мог ни спасти машину, ни спастись сам», – сказал он.
Военно-следственный отдел СКР по Комсомольскому-на-Амуре гарнизону возбудил уголовное дело по факту трагедии.
Самолет потерпел катастрофу в понедельник в районе аэродрома Хурба в Хабаровском крае. При взлете бомбардировщик штатно выполнил разгон, но после отрыва от полосы самолет совершил резкий крен влево, после которого произошло его столкновение с землей. Оба пилота погибли.
Это стало пятым летным происшествием в ВВС России за последний месяц. 3 июля истребитель МиГ-29 во время учебно-тренировочного полета рухнул в Краснодарском крае в районе аэродрома Кущевская, пилот катапультировался. «По докладу с места происшествия, возможной причиной аварии самолета МиГ-29, упавшего в восьми километрах от военного аэродрома в Краснодарском крае, стала техническая неисправность одного из двигателей», – приводили предварительную версию в Минобороны.
8 июня в Приамурье стратегический бомбардировщик Ту-95 при разгоне выкатился за пределы ВПП в Амурской области, несколько членов экипажа получили травмы, сообщалось также об одном погибшем. По предварительной информации, причиной стал пожар в одном из двигателей.
4 июня произошли две аварии. В районе полигона Ашулук в Астраханской области в ходе учебно-тренировочного полета разбился истребитель МиГ-29. Оба пилота катапультировались, но самолет после крушения взорвался. О причинах не сообщалось.
А под Воронежем при посадке перевернулся фронтовой бомбардировщик Су-34. Экипаж не пострадал. ЧП произошло из-за нераскрывшегося тормозного парашюта.
Из всех самолетов, с которыми произошли происшествия, относительно новым является Су-34, который выпускается с 2006 года и по сей день. Миг-29 производились до начала 90-х годов прошлого века. Последние Ту-95 были произведены в 1992 году, Су-24М – в 1993 году.
Бывший командующий военно-транспортной авиацией Владимир Андреев заявил газете ВЗГЛЯД, что «это просто совпадение». «Раньше, в советское время, бывало даже больше», – сказал он.
Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов высказал в интервью газете ВЗГЛЯД противоположную точку зрения. «Не помню такого в советское время, хотя летали на порядки больше. Это ЧП, – охарактеризовал он сложившуюся ситуацию. – За такое нужно снимать главкома».
«Во-первых, это качество самолетостроения, – сказал эксперт о причинах, которые, по его мнению, привели к валу летных происшествий. – Они все хвалятся военными самолетами, но это полный вздор. Не может быть хороших военных самолетов, если отечественный авиастрой не может выпустить качественные гражданские самолеты, даже маленькие. Летную годность Су-24 и Миг-29 надо поддерживать, проводить ремонт, иметь запчасти и т.д. А вот этого как раз и нет. И надо быть профессионалами, а не эффективными менеджерами».
Летчик-испытатель Михаил Марков отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что сейчас налет пилотов в ВВС в целом соответствует советскому, который составлял 120–180 часов в год. В 90-е, разумеется, был большой провал, но к 2012 году, как заявляло командование ВВС, удалось достичь показателя примерно в 100 часов на одного летчика, и они продолжают расти.
Что касается техники, то, по его словам, даже в крупных зарубежных авиакомпаниях трудно встретить самолеты, в которых все было бы исправно на 100%, и на этот счет существуют даже документы, регламентирующие, при каких неисправностях можно летать ограниченное количество времени.
«Сейчас началась интенсивная летная работа, лето, поэтому такие вещи бывают, – сказал газете ВЗГЛЯД замначальника летного испытательного центра, Герой России полковник Игорь Маликов. – Машины все разного типа. Не думаю, что это системное».
По его мнению, основная причина происшествий – проблема с матчастью. «В определенной степени это обусловлено старением. Агрегат осматриваешь, внутренне и внешне он в рабочем состоянии и срок его эксплуатации не истек – и вдруг раз, и такая ситуация случается», – пояснил летчик.
«Выучка тоже играет роль – когда происходит нештатная ситуация, нужно быстро принять решения, чтобы выйти из нее», – добавил он.
Роман Крецул
Оставить комментарий