Харьковщина ищет брод в огне

В городе активизировалась дискуссия об особом статусе региона

В ходе обсуждений конституционной реформы, которую киевская власть вынуждена проводить в рамках Минских соглашений, Общественный совет Слобожанщины выступил с весомыми предложениями по децентрализации. В том числе — о придании Харьковщине статуса специального экономического региона. Недавно из Администрации президента пришел ответ, что харьковские инициативы будут изучены рабочей группой Конституционной комиссии.
С одной стороны, те конституционные изменения, которые были спущены сверху, не имеют ничего общего с децентрализацией. Например, право распустить местный совет, закрепленное за президентом и префектом. И понятно, что киевская власть создает видимость широкого обсуждения не для того, чтоб в итоге упустить собственную выгоду и уступить регионам важные полномочия. А с другой стороны — представители Общественного совета Слобожанщины, куда вошли депутаты местных советов, юристы, экономисты, другие эксперты, сумели оперативно выработать консолидированную позицию, четко и членораздельно обозначить в своих предложениях настоящие настроения Харьковской области.
По сути, эти эксперты, поймав центральную власть на слове, сделали такой ход конем, что теперь любое противодействие Киева этим инициативам (отказ, манкирование, попытка замять нежелательную тему) будет выглядеть как профанация децентрализации, как пренебрежение реальными интересами жителей региона.
На днях представители Общественного совета Слобожанщины провели две пресс-конференции, популярно объяснив, каким может быть Харьковский специальный экономический регион. Депутат Харьковского областного совета Владимир Алексеев сообщил, что сейчас депутатами различных уровней, входящими в эту общественную организацию, разрабатывается законопроект о специальном регионе. В середине августа он может быть представлен общественности.
Соучредитель Общественного совета Слобожанщины, народный депутат Украины четырех созывов Алла Александровская считает, что для успешного функционирования специальной экономической зоны региону необходимы соответствующие полномочия для самостоятельного принятия решений, способствующих развитию экономики. В том числе идет речь о тех решениях, которые касаются вектора внешнеэкономического сотрудничества… Например, в одной из конституционных поправок, предлагаемых Общественным советом Слобожанщины, говорится об укреплении «добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления Харьковского специального экономического региона и соответствующих приграничных административно-территориальных единиц Российской Федерации на основе соглашений о приграничном сотрудничестве, заключаемых органами местного самоуправления в соответствии с Законами Украины».
Такие харьковские инициативы выглядят попыткой нащупать спасительный брод для отдельного региона (у которого есть перспективы развития) в условиях, когда государственный курс в целом — это путь в никуда…
Харьковский политолог Дмитрий Губин прокомментировал «Свободной прессе» ситуацию с этими теоретически возможными конституционными поправками:
— Предложения Общественного совета, в которых говорится об особом статусе региона, стали результатом дискуссий между ветеранами местной политической жизни. Такой статус предлагается именно для Харьковщины, но авторы поправок предполагают, что и другие регионы предложат нечто похожее. Эти поправки могут стать привлекательными для местных элит и абсолютно неприемлемыми для тех, кто пользуется преимуществами Киева как столицы сверхцентрализованного государства.
Нельзя забывать, что, кроме экономической и бюджетной децентрализации, главное — самостоятельность регионов в гуманитарной сфере. Без этого всякое реформирование бессмысленно. Пока образование будет контролируемо Киевом, ни о каком снятии конфликтности между регионами не может быть и речи.
Попадание предложений в Конституционную комиссию — это важно. Но сам этот факт, увы, — что-то вроде почтового уведомления о вручении. Ведь в киевских кабинетах всегда полно желающих управлять и командовать всем. Более того, многие сторонники децентрализации, меняя прописку на киевскую, забывают о своих прежних провинциальных убеждениях.
Директор Института приграничного сотрудничества и интеграции Виктор Сапрыка напомнил о том, что новые харьковские веяния, на самом деле, — хорошо забытое старое, похороненное десять лет назад правительством Тимошенко:
— Харьков уже получал так называемый специальный режим инвестиционной деятельности (СРИД). Это произошло еще в 1999 году. СРИД должен был функционировать 30 лет. Но после «оранжевой» революции в 2005 году все СЭЗ свернули. И к этому вопросу вернулись только в 2010-ом, когда собирались создать на Украине 4 экономических зоны, где предполагался льготный режим для развития предприятий. Разумеется, Харьковская область в этой связи оставалась одной из приоритетных.
«СП»: — Чем может быть полезен сейчас опыт СРИД и свободных экономических зон тех лет?
— К сожалению, на территории Харьковской области не было полноценной свободной экономической зоны (СЭЗ). Был специальный режим инвестиционной деятельности только для города Харькова. Но и этот формат позволял эффективно направить максимальное количество ресурсов на развитие приоритетных отраслей (прежде всего — машиностроительной). И к 2004 году успешно развивались и город Харьков, и область. Наращивался экспорт в Россию. Имели рынок сбыта машиностроительные предприятия. Котировалась высокотехнологичная продукция аэрокосмической и машиностроительной отраслей.
Сегодня надо уяснить, о каком варианте СЭЗ идет речь. Если это будет режим для всей области, то должны быть приоритеты отданы депрессивным районам, которые находятся непосредственно на границе. Пока еще неизвестно, насколько будут восприняты и востребованы харьковские инициативы.
«СП»: — А какие варианты СЭЗ можно прогнозировать?
— Как мы понимаем, украинская политическая ситуация не способствует снижению барьерности границы. А экспорт Харьковской области до сих пор максимально связан с российским рынком. Так что в данном случае — с введением экономической зоны — должно быть и политическое решение. Если речь идет о торговой зоне, то она без учета стандартов Таможенного союза развиваться особо не сможет.
В любом случае, Харьков — это транзитный город, стоящий на пути из атлантического региона в азиатско-тихоокеанский регион. И если принимается решение о СЭЗ, то должны быть и другие шаги, которые позволяют сохранить эту транзитную функцию. Если мы говорим о техническо-внедренческой зоне для инновационного развития, то Харьков обладает всеми возможностями, которые есть у таких классических зон. И он вполне может стать ведущим технополисом Восточной Европы. Тот же технопарк «Слобожанщина» может стать примером развития внедренческой инновационной функции.
Если речь идет о промышленно-производственной зоне, то надо понимать, какие рынки будут задействованы. Есть большие сомнения, что даже замечательная харьковская продукция ХАЗа, ФЭДа, «Турбоатома», Института монокристаллов вообще нужна в Европейском Союзе.
Ну, и важно правильное понимание системных льгот. Налоговые каникулы — это понятно. Но что дальше? Куда пойдут товары? В первую очередь, таможенные и торговые барьеры должны быть максимально сняты.
«СП»: — Насколько статус специального экономического региона может содействовать восстановлению приграничного сотрудничества?
— Существуют теории границ, межрегионального взаимодействия. Согласно этим теориям, если территория по одну сторону границы развивается хуже (ниже зарплаты, меньше валовой региональный продукт), она негативно влияет на территорию по другую сторону границы. Соответственно в задачи администраций по обе стороны границы входит выравнивание диспропорций. Наши исследования подтверждают экономическую целесообразность функционирования еврорегионов и в целом приграничного сотрудничества. Кстати, еврорегион «Слобожанщина» как высшая форма приграничного сотрудничества между Харьковской и Белгородской областями был создан в 2003 году, именно в то время, когда СРИД успешно функционировал.
Сегодня 23 тысячи человек в день пересекают границу Харьковской и Белгородской областей. Из них 80 процентов — жители Украины. Прежде всего, это трудовая миграция. Вот вам одно из многих свидетельств того, что экономические и жизненные интересы жителей харьковского региона связаны с Россией, какой бы ни была политическая конъюнктура.
«СП»: — Не окажутся ли эти харьковские инициативы той запоздалой припаркой, которая будет уже бесполезна для региона?
— Есть такое понятие — «технологический уклад»: совокупность сопряженного производства, инновационный уровень, технический уровень. Так вот, Харьков давно уже опередил Украину в технологическом укладе. Он живет в пятом укладе. И есть даже элементы шестого экономического уклада: наноэлектроника, биотехнологии, когнитивные науки, те же монокристаллы.
В любом случае, принятие свободной экономической зоны будет очень большим шагом вперед для Харькова. При правильной постановке вопроса (в том числе относительно реальной децентрализации) она может стать зоной опережающего развития.
В этой связи, стратегия Харькова должна быть коммуникационной. Мы должны понимать, что Харьков и Белгород — это уникальные площадки, которые могут стать мостом взаимопонимания и для двух столиц. Нужно понять, что политическая конъюнктура — преходящее. Городская культура (со времен Новгородской республики или Магдебургского права) существует и развивается по несколько иным законам, чем государство. Как говорил Григорий Сковорода, знаменитый философ Слобожанщины: «Всякому городу нрав и права».
Сегодняшние инициативы общественного совета Слобожанщины подстегивают власть к тому, что нужно отбросить политические амбиции и предубеждения, делать ставку на прагматизм. А бизнес позволяет трезво посмотреть на многие вещи. Создание свободной экономической зоны — это путь к дальнейшему пониманию, что выгодно для той или иной территории.

Андрей Дмитриев
http://svpressa.ru/

Оставить комментарий