Герой Советского Союза — высшее звание в СССР, которое получали за подвиг или выдающиеся заслуги перед Отечеством. Удостоенные его награждались особым знаком отличия — Золотой звездой.
Высшее советское звание за годы существования СССР было присвоено более чем 12 тысячам человек, некоторым по несколько раз. Были и те, кто по каким-то причинам его лишился. У 72 человек звезду отобрали, потому что они не смогли сберечь честь и достоинство Героя; еще 61 кавалер звание потерял, но позже был в нем восстановлен.
Уроженцу Узбекистана Тишенбаю Карабаеву звание Героя Советского Союза присвоили посмертно в числе десятка красноармейцев, погибших при обороне поселка Рундены в Латвии в 1944 году. На малой родине отличившемуся земляку установили памятник.
В 1952 году выяснилось, что Тишенбай жив. Оказывается, в том самом бою, за который он был награжден, он сдался в плен, потом поступил служить в СС. Тоска по отчему дому взяла свое, и в 1951 году бывший эсэсовец втихаря вернулся в СССР, где менее чем через год был схвачен и разоблачен. Почетного звания его лишили, а звезда и так не вручалась.
Подобных случаев, когда герои оказывались с двойным дном, было немало в послевоенное время. Большая часть указов о лишении звания датирована 1950-ми. Хотя не всегда указы следовали за разоблачением, бывало по-разному.
Украинец Петр Куцый в 1942 году служил немецким полицаем, был дважды ранен во время облав на наших партизан. После освобождения Киевской области его призвали в Красную Армию. За героизм, проявленный в боях под Киевом, его представили к высшему званию, а былые прегрешения простили, посчитав, что он искупил их кровью.
В 1953 году его посадили за драку, и тогда припомнили все. На основании показаний бывших партизан было написано ходатайство в Президиум Верховного Совета СССР, в результате чего Куцый был лишен всех наград.
Николай Литвиненко сотрудничал с оккупационными властями с 1941 года, а в 1942-м поступил на службу в немецкую полицию. С приходом Красной Армии он был в нее мобилизован, а свой коллаборационизм благоразумно скрыл. 22 сентября 1944 года Литвиненко стал Героем Советского Союза за то, что заколол штыком трофейной винтовки семерых фрицев при форсировании Вислы. В 1946-м всплыла неприглядная правда. Бывшего полицая лишили наград и посадили на 10 лет.
Один из случаев лишения звания Героя — по-своему уникальный. Удостоенный высшей государственной награды получил ее обманом, и это единственный в ее истории такой прецедент.
В 1937 году дважды судимый за кражи Владимир Голубенко бежал из лагеря. В дороге он «подрезал» паспорт у случайного попутчика и стал Валентином Пургиным. Новые документы — новая жизнь: проходимец устроился корреспондентом в «Комсомольскую правду» и даже поднялся по карьерной лестнице. Во время советско-финской войны он якобы отправился на фронт. На самом деле он жил в Ленинграде у приятеля, с которым прогуливал по ресторанам командировочные.
Когда война закончилась, и ее участников стали массово награждать, аферист не растерялся. На бланке 39-й дивизии он написал в наградной отдел Наркомата ВМФ представление на самого себя к званию Героя Советского Союза. Удивительно, но махинация удалась: 22 апреля 1940 года «Комсомольская правда» опубликовала указ о награждении Валентина Пургина за военные подвиги, а позже — очерк о «герое» с фотографией. Последняя публикация его и погубила — мошенника опознали и задержали. Наказание было скорым и суровым — Голубенко-Пургина расстреляли, а указ о награждении отменили.
В большинстве случаев указ о лишении звания издавался на основании приговора суда — все экс-герои в чем-то провинились перед обществом. Чаще всего это были серьезные преступления, связанные с сотрудничеством с немецко-фашистскими захватчиками, но встречалась и «бытовуха», ведь и она не совместима с высоким статусом Героя Советского Союза.
Лейтенант Красной Армии Николай Воробьев проявил мужество и героизм 31 декабря 1941 года в Крыму. В бою за высоту 60,0 он с помощью взятой у убитого немецкого солдата ракетницы направил огонь противника на его же позиции, а при повторной атаке, когда положение стало критическим, вызвал его на себя. Тяжело раненному лейтенанту Воробьеву присвоили звание Героя Советского Союза с вручением Золотой звезды и Ордена Ленина.
После войны искалеченный духовно и физически Герой пристрастился к спиртному. Пьянство в конечном счете и привело его на скамью подсудимых — будучи в подпитии, Воробьев напоил вином и изнасиловал несовершеннолетнюю девочку. Его осудили на шесть лет и лишили наград. После освобождения он пытался встретиться с маршалом Ворошиловым, чтобы вернуть звание Героя, но безрезультатно.
Сержант Василий Григин отличился при форсировании Дуная. Был несколько раз ранен, потерял на полях сражений глаз, но продолжал воевать. Демобилизовался по состоянию здоровья только после Победы и пустился во все тяжкие. Был судим 10 раз, в основном за злостное хулиганство, заключающееся в буйстве или бесчинстве, или отличающееся особой дерзостью либо исключительным цинизмом. После шестого приговора рецидивиста Григина из героев разжаловали.
Боевой летчик Петр Полоз в ряду «героев-лишенцев» стоит несколько особняком. Он убил начальника охраны Никиты Хрущева — генерала Фомичева с женой, специально для этого пригласив их в гости. Мотивы преступления судом доказаны не были, предположительно, оно было совершено из ревности. Тем не менее, Полоз был приговорен к высшей мере наказания и после приведения сурового вердикта в исполнение посмертно лишен всех наград.
Бывший начальник ГРУ, генерал армии Иван Серов — тоже в некотором роде исключение из перечня лишенных высшего советского титула. В него он угодил не совсем за свои прегрешения, во всяком случае, ни судебного решения, ни обвинительного заключения по поводу этого Героя, участника штурма Берлина нет. Есть только обидная для боевого генерала формулировка, с которой он лишился поста начальника разведки, а вместе с ним и звания — «за притупление политической бдительности и недостойные поступки». Причиной увольнения стало разоблачение его подчиненного — агента американских и британских спецслужб Олега Пеньковского.
Разжалованный до генерал-майора Серов считал это решение несправедливым, писал во все инстанции. Результат был прямо противоположным его стараниям: экс-героя исключили из КПСС и отправили на пенсию. Обиженный разведчик поселился на даче и принялся, сам того не ведая, мастерить мину замедленного действия — писать мемуары. Дневники он вел исключительно для себя — при советской власти об их публикации не могло быть и речи. В наше время при сносе гаража внучкой Серова были найдены два чемодана с записями. Они были изданы 700-страничной книгой, в которой немало сказано о репрессиях и депортациях народов, засекреченных операциях ГРУ и многом другом. Публикация дневников вызвала бурные дискуссии об их аутентичности — слишком многих задела историческая правда.
Один из последних указов о лишении звания Героя Советского Союза был подписан 17 августа 1990 года. Этим документом посмертно был разжалован Алексей Кулак, умерший от рака в 1984-м. О его шпионской деятельности выяснилось лишь годом позже — о ней поведал завербованный КГБ американский разведчик Олдридж Эймс. Как оказалось, в 1962 году сотрудник Первого Главного Управления КГБ СССР Кулак добровольно предложил свои услуги ФБР США и сотрудничал с ним до 1970-го. За переданные американцам за это время секретные данные он получил от них 100 тысяч долларов.
(По материалам сайта aif.ru)
Оставить комментарий