Бомба — плохая и хорошая

Обозреватель Виктор Литовкин — о том, почему государства не откажутся от ядерного оружия
На днях в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошла конференция Международного Комитета Красного Креста (МККК) и Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.

Тема конференции актуальна как никогда — гуманитарные аспекты применения вооружений в современных военных конфликтах. И хотя участники мероприятия, видимо, из соображений политкорректности избегали называть страны, где сегодня такие конфликты происходят, но о проблемах применения неизбирательных видов оружия — противопехотных мин, кассетных боеприпасов и других видов взрывчатых веществ, в том числе и ядерных, о правовых и политических путях снижения человеческих потерь при применении обычных вооружений разговор шел достаточно подробный и предметный.

Интересная деталь. Местом проведения международной конференции по гуманитарным проблемам вооруженных конфликтов город на Неве стал не случайно. Как заявил Магне Барт, именно здесь еще в 1868 году по инициативе правительства Российской империи и лично императора Александра II была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, положившая в принципе начало разработке законов войны, запрещающих применение на ней варварских средств борьбы и заложившая создание международного гуманитарного права. С тех пор прошло довольно много времени, создана стройная система о запрещении тех или иных конкретных видов обычного оружия, наносящего чрезмерные повреждения и обладающего неизбирательным действием по отношению к мирному населению.

И несмотря на то, что не везде и не всегда эти правила работают так, как это определено различными конвенциями, международное гуманитарное право все чаще становится частью законов войны, а страны, политики и генералы, которые его нарушают, привлекаются к ответственности. В том числе и Международным уголовным судом.

Об этой ответственности и шел разговор на конференции. Одной из прозвучавших там тем стала тема ядерного оружия. Поднял ее сотрудник Института международного права и политики из Осло, японский ученый Набуто Хияши. Представитель страны, пережившей две атомные бомбардировки, в которых погибло почти полмиллиона человек, высказался за полное запрещение ядерного оружия, которое приводит к гибели не только военных, но и в первую очередь мирного населения.

К тому же обладает и долгосрочным воздействием на природу человека и на экологию. У третьего-четвертого поколения людей, подвергшихся радиации, рождались дети с различными физиологическими патологиями. А взрыв 100 ядерных боеприпасов, по расчетам ученых, может привести к изменению климата на планете и повальному голоду, от которого погибнет до двух миллиардов человек.

Но тут мы сталкиваемся с парадоксом: в международном праве нет однозначного толкования вреда, который наносит природе и человеку ядерное оружие.

Не так давно Международный суд в Гааге, один из главных органов ООН, созданный для юридического разрешения споров между государствами, отказал в рассмотрении по существу жалобы Республики Маршалловы Острова к девяти ядерным странам — Великобритании, Китаю, США, России, Франции, Индии, Пакистану, КНДР и Израилю — за неисполнение обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия.

Причина отказа — отсутствие международных юридических норм, позволяющих рассмотреть дело по существу. В международном праве, как оказалось, нет ни разрешения, ни «всеобъемлющего и всеобщего запрещения» угрозы или реального применения ядерного оружия. Да и кто может запретить государству, обладающему ядерным оружием, применить его, если в результате агрессии на карту будет поставлено само существование этого государства? Такое положение, кстати, закреплено и в Военной доктрине нашей страны.

Идея всеобщего запрещения ядерного оружия конечно же очень привлекательна. Но, увы, нереализуема. Ни одно государство, обладающее таким оружием, никогда от него не откажется. Пример Ирака, Афганистана, Ливии и Сирии, у которых его не было, и пример Северной Кореи, у которой оно есть, представляется для многих государственных и политических руководителей очень убедительным.

Хотя, безусловно, нужно делать все необходимое, чтобы сокращать его запасы, а количество ядерных государств не разрасталось. Скажем, после КНДР ядерное оружие может появиться в Южной Корее, из-за нее в Японии, и притормозить этот процесс будет невозможно. Тем более что на карте мира есть очень безответственные государства и их руководители. И не дай Бог, оно окажется в их руках, а тем более в руках террористов, которые не остановятся перед его применением.

Ядерное оружие, безусловно, — зло. Вне зависимости от того, признает или не признает этот факт международное гуманитарное право. Но сегодня оно, к сожалению,  единственная и самая надежная гарантия от внешней агрессии. Особенно от тех стран, которые считают себя исключительными и уникальными. И любыми путями, в том числе и силой оружия, стремятся к установлению на планете выгодных для себя порядков. Остановить их, увы, может только бомба. И потому для кого-то она — добро.

 

Автор — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке

http://izvestia.ru/news/

Оставить комментарий