Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу считает, что причиной кризиса на Украине является давление со стороны Запада. Об этом он рассказал в четверг, 18 августа в интервью Sputnik Türkiye.
«Посмотрите, что произошло с Украиной. Они постоянно угрожали ей и вынуждали сделать выбор между ними и Россией. Говорили, «ты будешь либо с нами, либо с Россией». Этот подход никуда не годится. То, что сегодня происходит на Украине, является отражением главной проблемы в регионе», — отметил глава турецкой дипломатии.
«Еще за полтора-два года до украинского кризиса я говорил о том, что если так пойдет и дальше, на Украине произойдет то, что произошло. К сожалению, так и вышло», — рассказал глава МИД.
Чавушоглу подчеркнул, что Запад должен «изменить тактику» и «отказаться от политики патронажа», чтобы избежать тупикового пути.
Стоит отметить, что подобная точка зрения на истоки украинского кризиса активно продвигается Москвой. Запад отрицает свою причастность к перевороту февраля 2014 года, поддерживая официальную точку зрения киевских властей, заявляющих, что на Украине произошла «революция достоинства», свергнувшая коррумпированного «пророссийского диктатора» Виктора Януковича.
— Турция, как никто другой, сегодня может делать подобные заявления, — убежден политолог Юрий Першиков.
— Проблемы евроинтеграции Анкары и Киева достаточно схожие. Более того, на этом пути часто возникали противоречия. И сохранялась конкуренция. Брюссель часто включал качели — менял риторику подыгрывая то одним, то другим. Пока мы видим, что и Турция, и Украина так же далеки от евроинтеграции, как и много лет назад. Анкара по-прежнему выбирает между евроинтеграцией и построением сильной региональной державы на Ближнем Востоке. И очень часто второй вариант для турецкой элиты выглядит предпочтительнее.
«СП: — Ведь еще совсем недавно Анкара была едва ли не лучшим другом Киева. А сегодня Турция озвучивает фактически пророссийскую позицию…
— Союз Украины и Турции в черноморском регионе зачастую бывает ситуативным. Иногда сближение идет по нарастающей — это и совместные учения, и программы военно-технического сотрудничества, а иногда бывают и откровенные «подставы» Турцией своих вчерашних партнеров.
Помню случаи, когда закрывали Босфор для супертанкеров, усугубляя топливный кризис на Украине. Турция всегда вела себя так, как было выгодно ей. И могу однозначно констатировать, что Россия является более перспективным партнером — здесь от слов часто переходят к делу. И инвестиционные проекты, и допуск турецких компаний к строительству. Отношения Москвы и Анкары более прагматичные и понятные.
Повторю, взаимоотношения Анкары и Киева зачастую регулируются именно конкуренцией за вступление в Евросоюз. И на всем протяжении союзы были ситуативные. И противоречий достаточно много остается между обоими государствами.
«СП: — Есть ли у Турции интересы непосредственно на Украине?
— Интерес у Турции на Украине один — рынок сбыта и турпоток. Не надо забывать, что Украина страна не маленькая, и отдыхающих оттуда в Анталии достаточно много. Также, традиционно украинцы едут работать в Турцию. Какой-то интерес может представлять перевалка в Одесском порту — неоднократно появлялись сведения в открытых источниках о том, что структуры, аффилированные с нынешним губернатором одесской области Михаилом Саакашвили, занимались транзитом грязной нефти из Ирака и Сирии через одесские терминалы. Через них же вывозится в частные коллекции Европы награбленное добро ближневосточных музеев, были случаи, когда пограничники и таможня изымали бесценные артефакты из музеев Багдада и Пальмиры…
«СП: — А какова все же позиция Турции по «крымскому вопросу»? То она признает полуостров частью Украины, то фактически помогает ему выживать в блокаду…
— Нельзя сказать, что Турция не подыгрывала России еще во время «Крымской весны». Нельзя забывать о том влиянии на татарское население, которое традиционно оказывает Турция. На секундочку — объем поддержки неправительственных организаций на Украине был около 50 миллионов долларов ежегодно — это развитие бизнеса в Крыму и поддержка культуры татар, а иногда, по данным СБУ, откровенной сепаратистской деятельности.
Во время «Крымской весны» Турция просто перекрыла финансирование экстремистских организаций, возможно, «подсветила» имена и фамилии потенциальных радикалов, прошедших подготовку в лагерях турецкого Кипра. В общем, по моим сведениям, взаимодействие между спецслужбами России и Турции было полным.
«СП: — Может, теперь Турция признает Крым? Особенно после того, как американцы забрали у них свои ядерные бомбы, окончательно подорвав доверие?
— Не думаю, что Турция признает Крым в ближайшее время. Осторожная позиция по этому вопросу дает Анкаре возможность постоянно находится в переговорном процессе с Москвой. Эрдоган не получил тех выгод, на которые сегодня рассчитывает. Выгоды эти — в основном экономического характера. А от позиции Турции, как мощной державы, в Черноморском регионе многое зависит.
Есть информация, что переговоры о признании Крыма шли, но Анкара поменяла свое мнение после начала операции в Сирии. Там прагматики, и они считают, что лояльность Западу в «Крымском вопросе» стоит гораздо дороже, чем те выгоды, которые сегодня сулит Турции сиюминутное сотрудничество с Россией.
Возвращаясь к заявлению Чавушоглу, я думаю, озвученная позиции — это частное мнение. Но, высказанное чиновником такого ранга, оно является своеобразным сигналом всем заинтересованным сторонам переговорного процесса — и Брюсселю, и Москве, и Киеву — и конечно же, США. В общем, торги начинаются с новой силой.
Что же касается ядерных бомб, то от атомной электростанции Россией гораздо больше практической помощи Турции, чем от ядерных боеголовок США.
По мнению политолога, президента Крымской республиканской научно-исследовательской общественной организации «Региональный институт политических коммуникаций» Ивана Мезюхо, Турции жизненно необходимо максимально наладить отношения с Россией, поэтому Анкара сейчас будет всячески заигрывать с Москвой.
— Тем не менее, в вопросах заигрывания с Россией, Турция всё равно оставляет за собой поле для манёвра на случай восстановления отношений с США и ЕС.
«СП: — Кому адресованы подобные послания? Киеву? Москве? Вашингтону?
— Определённо это послание было адресовано Вашингтону. Эрдоган не простил США попытку вооружённого смещения с поста главы государства.
«СП: — Поддерживая российскую точку зрения на события недавней украинской истории, Турция встаёт на сторону Москвы в этом конфликте? Или нет? Как далеко она готова зайти? Как насчет признания Крыма?
— Турция не встаёт на сторону Москвы. Турции необходимы союзники. Испортив отношения с ЕС и США, Эрдоган понял, что лучше уж извиниться за сбитый самолёт перед Владимиром Путиным, и хоть как-то наладить экономической взаимодействие с Российской Федерацией, чем остаться в изоляции, без поддержки со стороны влиятельных государств. Не думаю, что в ближайшей исторической перспективе Турция признает российский суверенитет в Крыму. Более того, в случае налаживания отношений Турции и США я не исключаю того, что Анкара вновь поднимет так называемый «крымскотатарский вопрос» и вновь организует официальные встречи с представителями запрещённого и признанного экстремистским в России «Меджлиса крымскотатарского народа» *.
«СП: — То, о чем говорит Чавушоглу, не напоминает ли ситуацию в самой Турции? Ведь Запад также давит на Анкару, пытаясь предостеречь от дружбы с Россией. Из НАТО грозятся исключить, двери ЕС закрыть. Или тут более глубинные разногласия?
— Всё же попытка государственного переворота в Турции была несколько иной, чем это происходило на Украине в 2013—2014 гг. Тут американцы учли и турецкий менталитет, ну и то, что Эрдоган — не Янукович, а Турция — страна НАТО. Давление на Турцию происходит не только со стороны ЕС и США, но и внутри страны есть много недовольных действующим режимом. У Эрдогана очень шаткое положение: чтобы удержать власть, он должен «закручивать гайки», но чем сильнее их «закручиваешь», тем больше появляется недовольных в обществе.
«СП: — Какой вообще Украина представляет интерес для Турции? И входит ли она вообще в зону её интересов или это временная ситуация?
— Безусловно, Украина входит в зону интересов США. Во-первых, потому что это страна причерноморского региона. Во-вторых, потому что Киев муссирует «крымскотатарскую тему», которая вновь может стать для Анкары поводом для политических заявлений в адрес России. В-третьих, турецкий бизнес работает на Украине.
* Верховный суд Крыма признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
Оставить комментарий