Франция получила от Польши солидную дипломатическую оплеуху. Польские власти, не вдаваясь в какие-либо любезности и поиск благовидных предлогов, просто напросто объявили о своем отказе от контракта на поставки боевых вертолетов французского производства — контракта, который был оформлен предыдущим правительством. Причем французы узнали об этом решении со страниц печати, поэтому разозлились не на шутку: президент Франсуа Олланд в знак протеста отменил свой визит в Варшаву. Тем не менее, официальная Варшава восприняла реакцию Парижа как забавную истерику: польский вице-министр национальной обороны напомнил французам, где их место — «ведь они научились у нас есть вилкой». Какова дальнейшая судьба многомиллиардного контракта? Сомнений нет: место французов быстро займут американцы.
Под лозунгами о «российской военной угрозы» Польша в течение последних более десяти лет всерьез вооружается. Важным шагом на пути к модернизации вооруженных сил в рамках «политики отпугивания», под соответствующим отпугивающим названием «Польские клыки», была покупка американских самолетов F-16. На этот контракт из кармана налогоплательщиков была вытянута впечатляющая сумма в $ 3,5 млрд.
Польша в рамках контракта получила 48 самолетов этого типа. Дополнительно, чтобы «отпугивание» было более эффективным, в 2014 году Варшава за $ 250 млн докупила, также в США, для размещения на этих самолетах 40 боевых крылатых ракет типа воздух-земля (JASSM) с дальностью действия до 1000 км. Учитывая полетную дальность самих самолетов, такими ракетами теперь можно попугать даже Москву.
На форуме НАТО польские власти плечом к плечу с представителями американской администрации регулярно выступали за обязательное повышение минимального уровня военных расходов стран-членов альянса до 2% ВВП. Сама Польша этот уровень быстро обеспечила и попала в немногочисленную группу стран со столь высокими военными бюджетами (только пять из 28 стран-членов НАТО — США, Польша, Эстония, Греция и Турция — направляют на военные нужды этот согласованный минимум).
В мае этого года в атмосфере исключительной торжественности, с участием самых высокопоставленных представителей польских властей во главе с президентом Анджеем Дудой, под Слупском (город в центральной части балтийского побережья Польши) началось строительство американской базы противоракетной обороны (ПРО). Вместе с аналогичным комплексом, уже действующем в Румынии, она станет очередным элементом американского противоракетного щита. «Это важный стратегический элемент, который отпугнет русских», — отмечали тогда представители польского руководства.
Контракт на поставку 50 современных боевых вертолетов был очередным гигантским шагом к перевооружению польской армии. Он также впечатлял своими финансовыми габаритами: польские власти готовы были выделить на эту цель почти $ 4 млрд!
В апреле прошлого года предыдущее правительство Польши выбрало машину Caracal Н225М (предыдущее обозначение ЕС725), которую производит Airbus Helicopters (ранее Eurocopter). В этом решении была определенная логика: если предыдущий суперконтракт на самолеты получили американцы, то очередной многомиллиардный заказ — чтобы сохранить определенный политический баланс — может быть, стоило бы отдать европейским партнерам. Однако тогдашнее правительство, скорее всего, думало об иных политических выгодах: выбор французского вертолета был ценой за поддержку кандидатуры польского премьера Дональда Туска на пост председателя Евросовета в Брюсселе.
Этот выбор с самого начала остро критиковали лидеры партии «Право и справедливость», которая тогда была в оппозиции, но ее шансы на победу в приближающихся выборах росли как на дрожжах. Вместе с ними негодовали представители профсоюзов с заводов, расположенных в Мельце и Свиднике и принадлежащих, соответственно, американцам из корпорации Sikorsky (они предлагали поставить свои Black Hawk) и британско-итальянской группе AgustaWestland — ныне Leonardo Helicopters (хотели продать машину AW149).
Однако ни судебные обжалования, ни попытки включения в это дело прокуратуры не принесли никаких результатов. Французы праздновали победу! Дело стало за малой формальностью: оставалось завершить переговоры по перенесению части производства, связанного с поставками вертолетов, на территорию Польши.
Но после смены правительства в Польше новый министр национальной обороны Антоний Мачеревич (о его ярой русофобии мы писали в предыдущих корреспонденциях из Варшавы) сразу же приказал проанализировать все решения предшественников о закупках военной техники, в том числе вертолетов. Однако ничто не предвещало такого дипломатического урагана, который разразился на минувшей неделе.
Польша отказывается от французских вертолетов — о таком решении официальной Варшавы высокопоставленные представители властей в Париже узнали из… сообщений средств массовой информации, причем накануне запланированных на 13 октября межправительственных польско-французских консультаций на высшем уровне, с участием президента Франции и премьер-министра Польши Беаты Шидло. Шокированный таким поворотом событий Франсуа Олланд отменил свою поездку в Варшаву. Был также отменен визит в Польшу французского министра обороны Жан-Ив Ле Дриана.
В дипломатичном тоне, но чрезмерно запутанно пытался комментировать сложившуюся ситуацию премьер-министр Франции Мануэль Вальс: «Польша — это большая страна, но есть вопросы, которые нужно задать Польше, а точнее ее оборонной промышленности после выборов, которые были сделаны». Польский вице-премьер Матеуш Моравецкий отвечал из Вашингтона (вероятно, чтобы еще больше разозлить французов): «Вопрос переговоров закрыт». Неудивительно, что в кулуарах французские политики говорят о необходимости пересмотра всего военного сотрудничества Франции с Польшей.
Первые позывы такого пересмотра уже налицо. К примеру, на ближайшей престижной международной военно-морской ярмарке EURONAVAL 2016 (Париж, 17−21 октября) французы демонстративно сняли с польской правительственной делегации статус официальной. Это означает, что не только за пребывание и все услуги на ней польским делегатам придется заплатить из государственного кармана, но также и то, что никто такую «частную» делегацию не будет принимать всерьез.
Однако, несмотря на тонкие и менее тонкие сигналы недовольства со стороны французов, польские официальные лица продолжают в этом вопросе вести себя, говоря словами польской поговорки, «с элеганцией и грацией слона на складе с фарфором». «Это компрометация и „класс“ французов. Но они же пару веков тому назад учились у нас есть вилкой. Поэтому так себя теперь и ведут», — так отреагировал на выставочный демарш французской стороны польский вице-министр обороны, 37-летний адвокат с годичным стажем в военной контрразведке.
Не сдерживал своих эмоций также сам министр обороны Антоний Мачеревич: «Франция имеет хорошую оборонную технику, мы ею заинтересованы, но никогда не согласимся на то, чтобы нас трактовали как страну Третьего мира».
Министр не скрывал также своих симпатий и планов в отношении выбора поставщика вертолетов для польской армии. Он в разгар дипломатического скандала с Францией демонстративно отправился с визитом на завод американской корпорации Sikorsky в городе Мелец (на юго-востоке Польши) и сразу же откровенно заявил о своем решении: «Польские спецвойска получат производимые здесь вертолеты!». На спецвойсках, конечно, дело не кончится: польский «вертолетный торт» вместо французов съедят американцы.
Александр Шторм специально для EADaily из Варшавы
https://eadaily.com/ru/news/2016/10/17/
Оставить комментарий