Не иначе как сенсационным можно назвать заявление гендиректора холдинга по производству и инновациям холдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова. Представитель одного из крупнейших производителей вертолетов рассказал, что для нужд Военно-Морского Флота России разрабатывается новый вертолет корабельного базирования, который в ближайшем будущем должен будет заменить легендарную «рабочую лошадку» ВМФ — вертолет Ка-27.
Важность такого события сложно переоценить, ведь для нужд перспективных кораблей, принимаемых в строй Военно-Морского Флота потребуется качественно новый, если не сказать прорывной, вертолет корабельного базирования.
О сложности решения
Разработать винтокрылую машину — сложная задача. Список мероприятий в рамках НИОКР по несущему ныне службу Ка-27 насчитывал тысячи различных вычислений, исследований и контрольных испытаний. Однако даже после принятия на вооружение вертолет с характерной схемой размещения винтов друг над другом постоянно совершенствовался — система управления, бортовое радиоэлектронное оборудование и многие другие узлы, агрегаты и системы были доработаны для того, чтобы «камовский» вертолет превратился в настоящего противолодочного хищника.
Однако с течением времени и ввиду постоянных работ над совершенствованием флотов Ка-27, по-прежнему не имеющий аналогов в мире по совокупности характеристик, все же придется заменить. И здесь самым важным вопросом как для руководства Военно-Морского Флота, так и для авиационных инженеров будет понимание того, каким именно должен быть новый вертолет и какими характеристиками он должен обладать.
Три варианта на выбор
Специалисты отмечают, что уже сейчас для нужд Военно-Морского Флота готовы три разных вертолета, в той или иной мере позволяющие решать задачи в интересах российского ВМФ. Первый в списке — Ка-52. Точнее его корабельная модификация Ка-52К со складывающимися лопастями. Ударный вертолет, боевое применение «сухопутной» версии которого с большим успехом состоялось в Сирии — на данный момент лучшее, что Военно-Морской Флот России имеет в своем распоряжении по части ударных вертолетов корабельного базирования.
Помимо новейших бортовых вычислительных комплексов, систем защиты, бронирования и серьезного вооружения для поддержки морской пехоты при высадке, Ка-52К, по словам специалистов, вполне можно доработать и под другие нужды.
«Мало кто об этом говорит, но Ка-52 можно оснастить серьезным противокорабельным вооружением — например, тактической крылатой ракетой Х-35У «Уран» и Х-31А/АД. С помощью таких ракет вертолет можно из сугубо наступательного превратить в противокорабельный», — отмечает в интервью ТРК «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.
Боевые возможности Ка-52К, трансформированного в охотника за кораблями, и правда, могут удивить — на один вертолет можно «подвесить» четыре такие ракеты, способностей которых хватит, чтобы проломить борт какого-нибудь эсминца. Также не стоит забывать и о том, что уничтожать подводные лодки любого вероятного противника с борта вертолета не такая уж фантастическая по сложности задача — для этого Ка-52К может быть оснащен противолодочными торпедами МПТ-1 «Колибри» с массой взрывчатого вещества под 45 кг.
Дальность хода такой торпеды после сброса — около восьми километров, а глубина хода ограничивается отметкой в 450 метров. К тому же под авиационные носители приспособлены и другие перспективные тактические крылатые ракеты, уже испытанные в боевых условиях. Второй возможный вариант для использования и модернизации — вертолет дальнего радиолокационного дозора Ка-31 (глубоко доработанная модификация Ка-27), который, по словам специалистов, вполне справляется с возложенной на него миссией.
Третий вариант — самый любопытный. Для проведения десантных, поисковых, спасательных и других мероприятий есть «Касатка» — вертолет Ка-60 и недавно совершивший первый полет Ка-62, задуманный как многоцелевой доработанный вариант Ка-60. Однако здесь возникает вопрос — сколько типов вертолетов оставлять на вооружении в конечном счете? Ведь «целевой» вопрос неразрывно будет связан с вопросом финансирования, ведь содержать аж три типа разных по назначению вертолетов в рамках ВМФ — дорого.
Танк, грузовик или разведчик?
Специалисты не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, каким именно будет перспективный вертолет. Слишком уж отличаются задачи, которые перспективной машине предстоит выполнять. Однако универсальность вертолета и возможность применять радиоэлектронное и специализированное радиолокационное оборудование или вооружение в любом случае будет прорабатываться отдельно.
Ввиду того, что многолетняя эксплуатация винтокрылых машин корабельного базирования принесла определенные знания и опыт, российским разработчикам есть, от чего оттолкнуться.
«На мой взгляд, перспективный вертолет должен иметь большую дальность и продолжительность полета. Желательно — систему дозаправки в воздухе. Также машина должна обладать высокой грузоподъемностью, чтобы возить с собой все необходимое и, в конечном счете, хорошим решением будет вообще отойти от создания тактических пар «охотник-убийца», собрав все необходимое в один вертолет», — пояснил в интервью «Звезде» начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Жуковского Иван Кудишин.
Эксперт отметил также, что, помимо прочего, вертолет должен будет обладать высокой скоростью полета для быстрого выхода в район патрулирования и водонепроницаемым корпусом для безопасного приводнения в случае аварии. Причем вопрос вероятного аварийного приводнения перспективного вертолета заставил авиационных инженеров потрудиться — эксперты в области материалов, сплавов и специальных химических составов высказывают предположение, что современные технологические наработки вполне позволят решить этот вопрос без использования надувных баллонетов — авиационных «поплавков», удерживающих многотонную машину на поверхности воды.
Не исключено, что для нужд ВМФ разработают и совершенно новый вертолет, способный сочетать в себе сразу несколько машин — разведывательную, поисковую, аварийно спасательную и боевую. Вопрос противолодочной борьбы в этом случае придется проработать особенно тщательно, ведь одно дело перевозить десант или осуществлять поиск и целеуказание, и совершенно другое — применять малогабаритные мины или «работать» по цели авиационными торпедами.
На облик, вооружение и многое другое, что связано с перспективным вертолетом, для ВМФ России может повлиять масса причин, не все из которых связаны с деньгами или временем на принятие решения. В 2016 году в состав флота войдет большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», на борту которого сможет с комфортом разместиться два вертолета. Если рассматривать вопрос поддержки десанта огнем, то оснащение БДК двумя машинами, конечно, облегчит высадку морпехов и техники на побережье, однако эффективности целой авиагруппы от них тоже ожидать не нужно.
Хорошей альтернативой таким кораблям могли бы стать универсальные десантные корабли проекта 11780, на борту которых в теории можно было разместить 12 десантных вертолетов Ка-60 или 25 ударных/противолодочных вертолетов Ка-52, либо вовсе использовать смешанную схему размещения, включающую в себя вертолеты всех трех типов — Ка-31, Ка-60, Ка-52. Такой поддержки вполне хватило бы для одной тысячи человек — более чем одного десанто-штурмового батальона морской пехоты. Вполне возможно, что оснащение именно такого корабля перспективным вертолетом для ВМФ на долгие годы сняло бы вопрос об использовании других винтокрылых машин.
Автор: Дмитрий Юров
http://tvzvezda.ru/news/
Оставить комментарий