Глубокая модернизация Ил-38 лишь первый шаг на большом пути
В последний день июня на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова командованию морской авиации ВМФ России передан пятый модернизированный самолет Ил-38Н («Новелла»). Работы велись по контракту, подписанному в 2012 году и включенному в гособоронзаказ.
Темно-серая, почти черная сигара самолета сверкала красным тряпичным пятном в носовой части – устроители завесили имя, данное машине, чтобы явить его собравшимся в торжественной обстановке. И вот после короткой вступительной части два генеральных директора, чьи коллективы стали главными действующими лицами в создании модернизированного самолета, – Сергей Вельможкин (ОАО «Ил») и Кирилл Сидоренко (ОАО «ЦНПО «Ленинец») под аплодисменты собравшихся тряпицу срывают…
Имя самолет получил правильное – «Федор Золотухин», в честь генерального конструктора, разработавшего поисково-прицельную систему «Новелла-П-38». Эта ППС и есть главная изюминка модели, не зря ее наименование включили в название. Но кроме замены системы, каждый из пяти переданных самолетов прошел ремонт и модернизацию, получил продление срока летной годности. Работы выполнялись ОАО «Ил» и ОАО «ЦНПО «Ленинец» при участии Объединенной авиастроительной корпорации.
Причиной появления Ил-38 стал значительный прогресс в развитии подводного флота. Уже в 1960 году американские субмарины, несущие по 16 ракет «Поларис» каждая, приступили к боевому дежурству у границы территориальных вод СССР – в Норвежском море. Угроза требовала адекватного ответа, в числе прочих вариантов рассматривалось противодействие противнику с воздуха.
Проблем с выбором самолета практически не было – за основу взяли Ил-18, но разработка поисковой начинки новой системы велась практически с нуля. Предшествующих аналогов и соответственно опыта не было. Поисково-прицельная система получила наименование «Беркут», она появлялась на свет медленно и в муках.
Летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в воздух новый Ил, еще не имевший никакой электронной начинки, 27 августа 1961 года. А госиспытания Ил-38 с полным комплектом поискового оборудования начались лишь в июне 1965-го. И только в январе 1969 года Ил-38 с ППС «Беркут» приняли на вооружение ВМФ СССР. По имеющимся данным, всего выпустили 65 самолетов, что соответствовало примерно четверти потребности морской авиации ВМФ в таких машинах.
Любая сложная техника без людей, способных грамотно ее использовать, – бесполезное железо. Рассказывает шеф-пилот ОАО «Ил», заслуженный летчик-испытатель, Герой России Николай Куимов: «Летчику такого самолета без специальных знаний никуда. Более того, грамотным должен быть весь экипаж. И чем он слаженнее, чем лучше разбирается во всех тонкостях применяемой аппаратуры, тем эффективнее происходит поиск. Летать приходится на высотах от восьми тысяч до ста, а то и до пятидесяти метров. Скажем, применение магнитометрии наиболее эффективно именно с малых высот. Аналогично с использованием поисковой аппаратуры в оптическом и инфракрасном диапазоне. Надо сказать, что пилотирование на малых высотах осуществляется только вручную, автопилот не применяется и надо держать ушки на макушке. А уж если плохая видимость…»
Ил-38 служат исправно уже много лет. Еще во времена СССР полеты выполнялись не только в наших территориальных водах, но и в Средиземноморье, над Индийским океаном, в Юго-Восточной Азии… А значит, в морской авиации ВМФ России есть школа, традиции, огромный опыт использования патрульных противолодочных машин практически по всему миру. Экипажи и с тем, что есть, могут горы свернуть, а с современной техникой сделают и невозможное.
Поисково-прицельную систему «Новелла-П-38» начали разрабатывать в самое тяжелое для российской «оборонки» время – в 90-е. Ситуацию спасло то, что индийцам очень понравилась идея поднять возможности закупленных ранее поисковых самолетов на принципиально иной уровень. И первые Ил-38, прошедшие глубокую модернизацию и получившие новую ППС, делались для Индии и именовались Ил-38SD. Самолет получился очень удачным, и потому как только у российского оборонного ведомства нашлись деньги на глубокую модернизацию российских машин, контракт был подписан. Принципиальное отличие – «наш» вариант не имеет пилонов для наружной подвески противокорабельных ракет. Хотя никто не отрицает, что оснащение ПКР в будущем не исключается.
Что имеем в результате глубокой модернизации? С помощью новой поисково-прицельной системы самолет может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок (причем с применением расширенной по сравнению с базовым Ил-38 номенклатуры вооружений), радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.
Все заложенные в систему возможности по понятным причинам не афишируются. Но специалисты говорят, что данный самолет можно считать полноценным аналогом американского Р-8А Poseidon, который «партнеры» начали эксплуатировать пару лет назад.
Новый вариант машины морских летчиков не разочаровал, и весь заложенный в нее потенциал еще предстоит освоить. Вот мнение начальника морской авиации ВМФ Игоря Кожина, Героя России: «Сейчас идет опытная эксплуатация. Система работает, будем ее модернизировать и дальше. Мир движется вперед, мы не должны отставать. И вместе с «Ленинцем», разработчиком «Новеллы», и с другими фирмами сейчас ведем работу над совершенствованием системы. Начальник Генерального штаба и министр обороны ставят задачу, чтобы разведывательные системы, подобные этой, были интегрированы в общую систему освещения обстановки». Фактически речь идет о том, чтобы данные, получаемые патрульными самолетами, в режиме онлайн транслировали информацию в единую систему освещения обстановки.
…Час речей, воспоминаний и поздравлений пролетел быстро. Ил начал прогревать моторы и спустя минут пятнадцать порулил на взлет. А потом на небольшой высоте прошел над собравшимися. С земли на «Федора Золотухина» смотрел приглашенный на торжества сын конструктора Артем. Наверное, для него это был самый памятный день в жизни.
Алексей Песков
Оставить комментарий